Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

арто антонен

Энциклопедический словарь

Арто́ Антонен (Artaud), настоящее имя Антуан Мари Жозеф, (1896-1948), французский актёр, режиссёр, художник, поэт. В 1924-1926 примыкал к сюрреализму. В 1926 совместно с Р. Витраком (R. Vitrac) и Р. Ароном основал «Театр Альфреда Жарри» (существовал до 1928). Статьи (сборник «Театр и его двойник», 1938). Выдвинул идею «театра жестокости», непосредственно воздействующего на психику зрителя. Снимался в кино.

* * *

АРТО Антонен - АРТО́ (Artaud) Антонен (наст. имя Антуан Мари Жозеф) (1896-1948), французский актер, режиссер, художник, поэт. В 1924-26 примыкал к сюрреализму (см. СЮРРЕАЛИЗМ). В 1926 совместно с Р. Витраком (R. Vitrac) и Р. Ароном (см. АРОН Реймон) основал «Театр Альфреда Жарри» (существовал до 1928). Статьи (сборник «Театр и его двойник», 1938). Выдвинул идею «театра жестокости», непосредственно воздействующего на психику зрителя. Снимался в кино.

Энциклопедия Кольера

АРТО Антонен (Artaud, Antonin)

(1895-1948), французский поэт, актер и режиссер, снискавший известность главным образом своей радикальной программой преобразования драматического искусства, особенно идеей "театра жестокости". По своему воздействию, утверждал Арто, театр схож с чумой: он "заставляет людей увидеть, каковы они на самом деле, он срывает маски, обнажая ложь, распущенность, низость и лицемерие мира". Практические опыты Арто основывались преимущественно на использовании невербальных элементов театра (звук, свет, жесты, мимика), подчиняясь задаче покончить с "диктатурой речи". Арто оказал сильное влияние на французский театр через своего самого прославленного ученика Ж.-Л.Барро, а также таких драматургов, как Ж.Жене, С.Беккет и П.Вайс. После перевода на английский язык его главного произведения Театр и его двойник (La Thtre et son double, 1958) воздействие Арто ощущалось в деятельности наиболее радикальных английских и американских трупп, особенно в работах П.Брука (постановка пьесы Вайса Марат/Сад) и американского "Ливинг тиэтр". В 1920-х - начале 1930-х годов Арто был связан с различными экспериментальными труппами, получив в 1927-1929 почти единственную за всю его жизнь возможность опробовать свои принципы на сцене Театра Альфреда Жарри, одним из основателей которого он являлся. Парижские гастроли балета с острова Бали произвели на него большое впечатление как пример удавшегося невербального театра. Вскоре после поездки в Мексику в 1936 Арто был признан умалишенным и следующие девять лет провел в психиатрических лечебницах. Хотя он продолжал писать, практически его деятельность завершилась в 1937.

Умер Арто в 1948.

ЛИТЕРАТУРА

Арто А. Театр и его двойник. М., 1993

Полезные сервисы